Почему растут цены на автомобили и автозапчасти китайского производства? Enterchina.ru
Enterchina.ru

Почему растут цены на автомобили и автозапчасти китайского производства?

Китайские легковые автомобили в последние два года стали рассматриваться  среднестатистическим российским автомобилистом как наиболее доступные по стоимости. Это обуславливало значительный рост спроса на них.

Если верить статистике РОАД (Ассоциация «Российские автомобильные дилеры»), легковой транспорт китайского производства к средине 2024 года стал занимать почти 50% всего российского авторынка. На сегодняшний день в десятку самых популярных автобрендов входят в основном именно «китайцы» (не считая традиционно лидирующие в России автомобили LADA – они на первом месте). Всего же в России представлены 57 марок автомобилей из КНР. Повышенный интерес к китайскому автопрому со стороны автодилеров объясняется сильно изменившимися после введением антироссийских санкций экономическими условиями.

В еще больше степени Китайская Народная Республика интересна российскому авторынку как крупнейший поставщик качественных автокомпонентов для автомобилей практически всех марок — как европейских, так и азиатских. И до недавнего времени автозапчасти из КНР были относительно недорогими и удовлетворяли растущий спрос.

В Китае действительно расположено огромное число фабрик, занятых в секторе производства автозапчастей, и не меньшее число торговых компаний, реализующих автомобильную продукцию. КНР производит ошеломительно широкий ассортимент запчастей для автомобилей практически любых брендов. Эта страна сегодня не просто полностью закрывает потребности внутреннего рынка автокомпонентов, но и наращивает объемы экспорта в этой отрасли, обеспечивая потребности заказчиков из США, Европы и Азии.

На китайском рынке можно найти и дешевые реплики автозапчастей для известных марок, и оригинальные запчасти. Здесь значительное число небольших фабрик специализирующихся на узком ассортименте продукции. Помимо них представлены и крупные зарубежные автоконцерны, которые имеют в Китае собственные заводы по производству не только самих автомобилей, но и всего спектра автозапчастей: элементы двигателя, электроника, автомагнитолы, системы кондиционирования и отопления, детали кузова и т.д. Вся выпускаемая на этих предприятиях продукция  проходит соотвествующий стандартам контроль качества и, разумеется, является оригинальной.

Среди известных автоконцернов, имеющих производственные цеха в Китае, — General Motors, Volkswagen, Toyota, Hyundai, Nissan, Honda, Volvo, Mitsubishi и многие другие. Множество известных брендов размешают заказы на изготовление автокомпонентов на заводах Китая, так как важнейшую роль играет не локация производства, а технологии и высокопроизводительное оборудование, а это именно то, чем привлекателен Китай для автопроизводителей.

Факторы влияющие на повышение цен

Китайский рынок автозапчастей — один из немногих, доступ к которому позволял российскому автопарку обновляться и ремонтироваться. Но проблема в том, что с весны 2024 года планомерно ухудшается ситуация с ввозом машин и автозапчастей из КНР в Россию.

Уже к осени 2024-го эксперты прогнозируют серьезный рост цен как на сами автомобили китайского происхождения, на и на весь ассортимент изготовленных на китайских заводах и фабриках автокомпонентов — от 10% до 25%.

Что послужило причиной? В первую очередь вторичные санкции Минфина США, значительно затруднившие транзакции из России в Китай (по состоянию на конец лета платежи в Китай идут дольше месяца, и велик риск, что они «зависнут» на неопределенное время).

Однако причина не только в санкциях, но и в экономических факторах внутри России. Самый серьезный из них — июльское поднятие Центробанком ключевой ставки до 18%. При этом регулятор пересмотрел свой средний прогноз по ней — ожидается, что в сентябре ставка рефинансирования может вырасти до 20%. Это означает только одно — увеличение стоимости кредитов. Стаки по ним уже выросли в некоторых банках до 30%, что затрудняет возможности российских компаний по финансированию своих сделок.

Еще один фактор — постепенный, но неуклонный рост инфляции (в реальном выражении она растет, не смотря на экстренные действия ЦБ).

Кроме того, на стоимость ввозимых из Китая автомобилей неизбежно повлияет анонсированное Минпромторгом повышение утилизационного сбора. Ожидается, что он будет поднят с октября текущего года. Утильсбор уплачивается импортерами на таможне. Его планируемая индексация на 70-85% (с последующем повышением на 10-20% ежегодно вплоть до 2030 года) затронет в первую очередь автомобили китайских марок, производство которых не локализовано в РФ.

Автодилерам данная мера крайне невыгодна. По сути приобретать импортируемое авто станет просто невыгодно, а к 2030 году для ряда брендов утилизационный сбор станет выше цены самого автомобиля.

Для чего хотят повысить утильсбор? Идея в том, чтобы простиммулировать китайских производителей переносить производство в Россию. Но проблема в том, что китайские производители не считают российский рынок для себя столь уж значимым (и он действительно, с его миллионом производящихся в год автомобилей, крайне мал). Гораздо выгоднее для них выход на куда более серьезные по объему рынки США, Европы и азиатских стран.

Что с автозапчастями?

На рынке автокомпонентов в России сегодня тоже не наблюдается стабильности. Если начиная с 2022 года поставщики запчастей старались закупиться на много месяцев вперед, что более или менее устаканило цены, то в 2024-м старые запасы подходят к концу, и отмечается увеличение цен на ввозимые из Китая детали.

Наибольшие проблемы, начиная с мая, наблюдаются с элементами двигателей и электроникой. Это объясняется все теми же вторичными санкциями и нежеланием китайских банков связываться с платежами за товары так называемого «двойного назначения».

Вследствие задержки платежей китайскими банками наблюдается и еще одна проблема — если каких-то автодеталей нет на складах поставщиков, то ждать их приходится в некоторых случаях до трех месяцев.

Но связано это не только с трудностями прохождения в Китай платежей из России, но и с существенно подорожавшим с весны фрахтом контейнеров. Цены были подняты как на морские, так и на железнодорожные перевозки (в связи с чем это произошло, мы писали в этой статье), и снижения их в обозримом будущем ожидать не приходится.