Почему повысились цены на доставку грузов из Китая? Enterchina.ru
Enterchina.ru

Почему повысились цены на доставку грузов из Китая?

Что случилось с доставкой из Китая в Россию? Все только и обсуждают, что «контейнерный кризис».

С доставкой как таковой ничего не случилось. Все так же грузы доставляются морем, железной дорогой, самолетами и фурами. Вот только стоимость доставки подскочила на 30% по сравнению с началом весны. Почему?

Варианты доставки — все те же, цены — другие

А произошло следующее. Практически с самого начала 2024 года китайско-российскую торговлю сотрясал кризис за кризисом. Еще в феврале США пригрозили вторичными санкциями тем, кто облегчает России доступ к товарам из санкционного списка, — в частности, компаниям и банкам в третьих странах, принимающим российские платежи за подобного рода товары. К чему это привело?

На три месяца торговля с Китаем практически встала — китайские банки массово разворачивали платежи из России. Причем не вдаваясь в подробности — входит товар, за который поступил платеж, в список санкционных или нет. Предприниматели из России не могли оплатить уже заказанный товар — поставщики, соответсвенно, не могли получить деньги. Российский бизнес, завязанный на импорте китайских товаров, вынужденно ушел в весеннюю спячку. Ввоз товаров в страну практически прекратился.

И вдруг долгожданное случилось. Начиная с июня, платежи потихоньку, но все более уверенно стали наконец-то проходить — в основном, через третьи страны. Все встряхнулись от весенней спячки, принялись закрывать долги. Но радость длилась недолго. Немедленно перед всеми в полный рост встал новый кризис — тог самый, «контейнерный». Кризис острой нехватки морских и железнодорожных контейнеров.

— Откуда такие цены? — изумляется российский бизнес, выходя на экспортные компании из Китая.

Столкновение с новыми экономическими реалиями действительно ошеломляет. Цены поднялись практически на все виды доставки, и существенно.

За то время, пока импорт в Россию стоял, логистика успела перестроиться. Железнодорожные маршруты, морские перевозки — все переключилось на другие направления. Для России, возобновляющий внешнюю торговлю, элементарно не хватает грузовых контейнеров. В связи с возросшим спросом на них магистральные перевозчики подняли цены.

Высокие цены — следствие «контейнерного кризиса»

Если говорить о средних ценовых значениях июня 2024 года, то они таковы:

— за доставку морским путем в сухогрузном 40-футовом контейнере High Cube заказчики платят до 5000 долларов США, в 20-футовом — до 3000 долларов США;

— за доставку железнодорожным путем в 40-футовом контейнере — до 8600 долларов США.

— за доставку автотранспортом на фуре объемом 96 м³ — до 11500 долларов США.

При возросшей на 30-40% стоимости увеличились еще и сроки ожидания свободного контейнера либо места в нем. Дожидаться придется от двух до трех недель. Конкуренция за свободные места высокая и, вероятнее всего, еще и близко не достигла своего пика, порожние контейнеры уходят влет, а магистральные перевозчики на фоне всего ответить могут только одним — увеличением стоимости.

Таковы сегодняшние реалии.

Как выгодней доставить?

Железнодорожный маршрут

Контейнерная доставка по железной дороге стремительно теряет репутацию выгодного варианта. Но можно ли каким-то образом удешевить перевозку груза ж/д транспортом?

Тут многое зависит от типа вашего груза. Доставка ряда товаров, ввозимых в Россию исключительно в белую, с комплектом всех необходимых таможенных документов (а к таким товарам, как правило, относится оборудование), заведомо обойдется дороже. Просто потому что в контейнере вы сможете разместить всего один, возможно, два станка (в зависимости от типа оборудования), но за остальное пустое пространство — фактически за воздух — тоже придется заплатить, так как при таможенном декларировании грузу присваивается определенный код ТН ВЭД, и ничего другого в одном контейнере с этим грузом провести нельзя. В таких случаях приходится выкупать целый контейнер, что, конечно, дорого.

Однако бывают и так называемые сборные грузы — в Китае их принято называть «карго». В этом случае в одном контейнере могут провозиться разные типы товаров. Причем эти товары могут принадлежать разным заказчикам из России, успевшим выкупить свободные места в контейнере: одежда, текстиль, мягкие игрушки, посуда и тому подобное. Ввозятся все эти грузы, как правило, по какому-то одному коду ТН ВЭД (в зависимости от того, какой груз превалирует).

90% мелких логистических компаний в Китае специализируется именно на карго. В промышленном центре юга — Шэньчжэне — можно, просто идя по улице, порой встретить вывеску на чистом русском: «Карго». Эти компании и выкупают места в контейнерах у магистральных перевозчиков для отправки сборных грузов.

Морские грузоперевозки

Помимо главной проблемы — собственно «контейнерного кризиса» — на стоимость доставки морем сильно повлияла еще и проблема политическая, а именно — угроза атак йеменскими хуситами коммерческих судов в Аденском заливе и Красном море. Хуситы атакуют корабли с осени 2023 года, называя это «актами возмездия» за войну в секторе Газа. Из-за этой угрозы магистральные перевозчики вынужденно перестроили морские маршруты, что существенно увеличило стоимость и сроки доставки.

В Россию грузы из Китая морским путем прибывают в основном в порты Владивостока, Санкт-Петербурга и Новороссийска.

Выгрузка в портах Санкт-Петербурга и Новороссийска — варианты экономически более оправданные, чем выгрузка во Владивостоке, так как в последнем случае вам придется везти груз почти через всю страну по железной дороге до пункта назначения. Что в разы удорожит и без того немаленькую общую стоимость доставки.

Автоперевозка

Этот способ перевозки грузов из Китая в целом всегда был дороже, чем доставка морем или по железной дороге. Однако в последнее время интерес к нему сильно возрос на волне существенного повышения цен на морские и ж/д грузоперевозки. Повышающийся спрос на автодоставку через страны Таможенного союза ЕАЭС обусловлен еще и тем, что уже к середине июня большинство морских и железнодорожных контейнеров оказались забронированными. Свободных попросту нет.

На фоне всего этого можно констатировать факт: во многих случаях перевозка фурами — это сегодня вполне оправданный вариант.

В чем плюс фуры? Фактически она может довезти груз из Китая до конечной точки, до дверей вашего склада, а ж/д состав — только до станции. Разумеется, доставку от  железнодорожной станции до пункта назначения вам придется заказывать отдельно, а это значит, что с железнодорожного таможенного поста в Москве в тот же Владимир (или дальше) ваш груз повезет опять-таки фура. В подобных случаях вариант автотранспортной перевозки напрямую из Китая можно рассматривать как предпочтительный. Стоимость автодоставки сегодня лишь немногим выше железнодорожной.

Авиадоставка

Самым дорогим способом доставки было и остается авиасообщение. На конечную стоимость авиаперевозки влияют в первую очередь объем и вес груза, именно поэтому, как правило, воздушным путем перевозят лишь товары, требующие срочной доставки. В стандартном же случае самолетом летит то, что занимает немного места, — например, образцы товаров или документация.

Каковы прогнозы по ценам на доставку из Китая? На ближайшие пару месяцев, увы, неутешительные. Эксперты прогнозируют дальнейший их рост, так как пока нет предпосылок к разрешению «контейнерного кризиса», да и политические сложности в Красном море продолжают негативно влиять на всю мировую торговлю. Нападения боевиков-хуситов на торговые корабли уже оказали более серьезное влияние на судоходство, чем пандемия COVID-19.