Обновление материала
Местные поисковики – отдельная вселенная в мировом интернете.
В Китае 989 миллионов интернет-пользователей (по состоянию на 2021 год). Еще год назад на рынке доминировали местные поисковые системы – Baidu и Sogou. По данным Statcounter, на них приходилось 73,85 % и 18,99 % рынка соответственно. Но к началу 2022 ситуация резко изменилась.
В феврале 2022, по данным Statcounter, расстановка сил выглядит так: Baidu практически монополизировал рынок, а на второе место по популярности вырвался Bing от Microsoft.
Доля поисковиков на китайском рынке по данным Statcounter. За год Sogou сильно растерял позиции
За год Baidu практически монополизировал китайский рынокКакими поисковиками пользуются в Китае
Baidu
Адрес: http://www.baidu.com
Baidu используют почти 84 % пользователей КитаяПоисковик разрабатывает собственные сервисы, сводящие к нулю обращение китайских интернет-пользователей к мировым порталам. Для китайского правительства, подвергающего весь интернет цензуре, это на руку, ведь чем лучше Baidu справляется с разработкой аналогов сервисам Google, тем меньше необходимости жителям Поднебесной пользоваться мировыми интернет-ресурсами. Например, Baidu предлагает китайский аналог «Википедии» Baidu Baike, сервис изображений Baidu Images, аналог Quora Baidu Zhidao и многое другое.
Китайская поисковая система Baidu занимает четвертую строчку среди самых популярных поисковиков в мире.
Sogou
Адрес: https://www.sogou.com/
Поисковик за год растерял позиции, но еще может «реабилитироваться»Изначально Sogou принадлежал интернет-порталу Sohu, который занимается размещением рекламы на сайтах и разработкой многопользовательских игр. Но еще в 2013 году 36,5% акций поисковика выкупила компания Tencent, а в 2021 году он полностью перешел под ее контроль.
К основным веб-сервисам поисковика можно отнести Sogou Pinyin input (удобная система ввода иероглифов латиницей – пиньин) и Sogou Web Directory (собственный каталог сайтов). Включение в экосистему Tencent позволяет пользователям Sogou прямо из поисковой выдачи просматривать контент, слушать музыку и смотреть видео из WeChat – самой популярной китайской социальной платформы (также принадлежит Tencent).
Доступ к ряду иностранных сайтов с территории КНР ограничивается в рамках проекта «Золотой щит». Веб-страницы фильтруются по ключевым словам, связанным с государственной безопасностью, а также по «черному списку» адресов сайтов. Иностранные поисковые машины, работающие в Китае, включая Google и Bing, аналогичным образом фильтруют результаты поиска.
Bing
Адрес: https://www.bing.com/
Bing за 2021 год вышел на второе место по популярности в КитаеМайкрософтовский Bing медленно, но верно наращивает популярность в Китае. Если в 2015 году он занимал около 1 % рынка Поднебесной, то к 2022 году – уже более 5,5 %. Чаще всего он используется для поиска информации только по англоязычным запросам – потому что с этим он справляется лучше Baidu, что, в общем, логично.
Как и все иностранные ресурсы, доступные для пользователей из КНР, Bing обязан подчиняться требованиям китайского законодательства и удалять из выдачи по просьбе властей те или иные запрещенные материалы.
Адрес: https://www.google.com.hk/
Google в Китае постепенно сдает свои позиции от года к годуКонфликт Google с китайскими властями начался еще тогда, когда компания отказалась работать в стране с таким огромным населением на условиях постоянной цензуры. Китайское же правительство отказалось пойти на уступки крупнейшему мировому интернет-поисковику, и в 2010 году компания официально закрыла свой поисковый сайт в Китае. Google стал фактически иностранным сайтом для большинства обитателей страны, переехав в Гонконг, который находится снаружи «великой стены».
Гонконг, а также особые административные районы Китая Аомынь (Макао) и остров Тайвань имеют статус свободной экономической зоны КНР. Обязательные для остальной страны интернет-ограничения на их территории сейчас не действуют.
Haosou
Адрес: https://www.so.com/
Поисковик so.com еще в 2015 году был переименован компанией-владельцем Quihoo в haosou.com – но открывается по-прежнему по старому адресуЭтот поисковик – детище компании Qihoo 360, более известной антивирусными продуктами, магазином мобильных приложений и многочисленными надстройками. Приток трафика в результатах веб-поиска от партнеров Qihoo относительно невелик. Аналитики объясняют достаточно серьезную популярность So.com следующим образом: когда пользователи скачивают пиратские версии Windows, при установке им предлагается установить браузер, поисковой системой в котором по умолчанию является So.com. Кроме того, Qihoo дает возможность обновлять пиратские версии ОС от Майкрософт.
Shenma
Адрес: https://m.sm.cn/
Поисковик Shenma ориентирован на мобильный поиск, что заметно даже по его главной страницеЭтот mobile-first поисковик был запущен в апреле 2014 Alibaba Group и UCWeb. Согласно China Internet Watch, в апреле 2017 ему принадлежало 8,8 % китайского рынка. К 2022 эта доля сократилась до 1,38 %.
Китайская цензура – не помеха росту
Количество пользователей сети продолжает расти, а уровень активности не только не уступает, но и в некоторых сегментах значительно превосходит активность граждан других государств, несмотря на отсутствие доступа к популярным международным коммуникационным сервисам.
На китайском рынке очень сильны позиции местных игроков. Для тех, кто хочет здесь продвигаться, крайне важно перевести и адаптировать контент для китайских пользователей. Использовать иностранные поисковики для продвижения в китайском интернете нецелесообразно – там просто недостаточно аудитории.