Обновление материала
Местные поисковики – отдельная вселенная в мировом интернете.
В Китае 989 миллионов интернет-пользователей (по состоянию на 2021 год). Еще год назад на рынке доминировали местные поисковые системы – Baidu и Sogou. По данным Statcounter, на них приходилось 73,85 % и 18,99 % рынка соответственно. Но к началу 2022 ситуация резко изменилась.
В феврале 2022, по данным Statcounter, расстановка сил выглядит так: Baidu практически монополизировал рынок, а на второе место по популярности вырвался Bing от Microsoft.
Какими поисковиками пользуются в Китае
Baidu
Адрес: http://www.baidu.com
Поисковик разрабатывает собственные сервисы, сводящие к нулю обращение китайских интернет-пользователей к мировым порталам. Для китайского правительства, подвергающего весь интернет цензуре, это на руку, ведь чем лучше Baidu справляется с разработкой аналогов сервисам Google, тем меньше необходимости жителям Поднебесной пользоваться мировыми интернет-ресурсами. Например, Baidu предлагает китайский аналог «Википедии» Baidu Baike, сервис изображений Baidu Images, аналог Quora Baidu Zhidao и многое другое.
Китайская поисковая система Baidu занимает четвертую строчку среди самых популярных поисковиков в мире.
Sogou
Адрес: https://www.sogou.com/
Изначально Sogou принадлежал интернет-порталу Sohu, который занимается размещением рекламы на сайтах и разработкой многопользовательских игр. Но еще в 2013 году 36,5% акций поисковика выкупила компания Tencent, а в 2021 году он полностью перешел под ее контроль.
К основным веб-сервисам поисковика можно отнести Sogou Pinyin input (удобная система ввода иероглифов латиницей – пиньин) и Sogou Web Directory (собственный каталог сайтов). Включение в экосистему Tencent позволяет пользователям Sogou прямо из поисковой выдачи просматривать контент, слушать музыку и смотреть видео из WeChat – самой популярной китайской социальной платформы (также принадлежит Tencent).
Доступ к ряду иностранных сайтов с территории КНР ограничивается в рамках проекта «Золотой щит». Веб-страницы фильтруются по ключевым словам, связанным с государственной безопасностью, а также по «черному списку» адресов сайтов. Иностранные поисковые машины, работающие в Китае, включая Google и Bing, аналогичным образом фильтруют результаты поиска.
Bing
Адрес: https://www.bing.com/
Майкрософтовский Bing медленно, но верно наращивает популярность в Китае. Если в 2015 году он занимал около 1 % рынка Поднебесной, то к 2022 году – уже более 5,5 %. Чаще всего он используется для поиска информации только по англоязычным запросам – потому что с этим он справляется лучше Baidu, что, в общем, логично.
Как и все иностранные ресурсы, доступные для пользователей из КНР, Bing обязан подчиняться требованиям китайского законодательства и удалять из выдачи по просьбе властей те или иные запрещенные материалы.
Адрес: https://www.google.com.hk/
Конфликт Google с китайскими властями начался еще тогда, когда компания отказалась работать в стране с таким огромным населением на условиях постоянной цензуры. Китайское же правительство отказалось пойти на уступки крупнейшему мировому интернет-поисковику, и в 2010 году компания официально закрыла свой поисковый сайт в Китае. Google стал фактически иностранным сайтом для большинства обитателей страны, переехав в Гонконг, который находится снаружи «великой стены».
Гонконг, а также особые административные районы Китая Аомынь (Макао) и остров Тайвань имеют статус свободной экономической зоны КНР. Обязательные для остальной страны интернет-ограничения на их территории сейчас не действуют.
Haosou
Адрес: https://www.so.com/
Этот поисковик – детище компании Qihoo 360, более известной антивирусными продуктами, магазином мобильных приложений и многочисленными надстройками. Приток трафика в результатах веб-поиска от партнеров Qihoo относительно невелик. Аналитики объясняют достаточно серьезную популярность So.com следующим образом: когда пользователи скачивают пиратские версии Windows, при установке им предлагается установить браузер, поисковой системой в котором по умолчанию является So.com. Кроме того, Qihoo дает возможность обновлять пиратские версии ОС от Майкрософт.
Shenma
Адрес: https://m.sm.cn/
Этот mobile-first поисковик был запущен в апреле 2014 Alibaba Group и UCWeb. Согласно China Internet Watch, в апреле 2017 ему принадлежало 8,8 % китайского рынка. К 2022 эта доля сократилась до 1,38 %.
Китайская цензура – не помеха росту
Количество пользователей сети продолжает расти, а уровень активности не только не уступает, но и в некоторых сегментах значительно превосходит активность граждан других государств, несмотря на отсутствие доступа к популярным международным коммуникационным сервисам.
На китайском рынке очень сильны позиции местных игроков. Для тех, кто хочет здесь продвигаться, крайне важно перевести и адаптировать контент для китайских пользователей. Использовать иностранные поисковики для продвижения в китайском интернете нецелесообразно – там просто недостаточно аудитории.