В условиях усиления санкций: проблемы поиска оборудования в Китае Enterchina.ru
Enterchina.ru

В условиях усиления санкций: проблемы поиска оборудования в Китае

Россия договорилась с Китаем об импорте топинамбура и говяжьих хрящиков, но не договорилась о главном — о решении проблемы платежей. Китайские банки продолжают в массовом порядке разворачивать российские деньги. Но опускать руки не стоит. Это решаемая трудность, и как ее решить — мы расскажем.

Наша статья — пошаговый гайд для тех, кто решил напрямую, исключительно своими силами, выйти на китайских производителей или поставщиков. Найти оборудование, оплатить и привезти его. Да, это возможно даже в сегодняшних реалиях.

Открывая Китай

Как получить доступ к рынку Китая? Алгоритм действий

1. Поиск производителя

Мы исходим из предположения, что китайского вы не знаете (а если знаете — получаете 100 очков форы). Первое, что вам следует сделать в этом случае, —  выйти в интернет, разумеется.

Вы ищете товарную позицию конкретного бренда? Переведите название на китайский с помощью любого доступного онлайн-переводчика.

Если бренд достаточно известный и относится к сегменту компаний, которые ведут зарубежные сайты для продвижения своей продукции, то искать вы можете прямо на платформе Google.

Если марка малоизвестна, вам придется отправиться в поисковую систему baidu.com (главный китайский поисковик) либо же на платформу alibaba.com — и там по ключевым фразам найти интересующий вас товар. Там же вы найдете информацию о производителе и вступите с ним в контакт.

2. Проверьте, с кем имеете дело

Имейте в виду — далеко не факт, что в диалог вы вступаете действительно с производителем. Велик шанс, что вы вступите в контакт с инопланетянином. Ладно, шучу, простите. В общем, вы можете выйти не на менеджера фабрики, а на представителя экспортно-импортной компании, маскирующейся под производителя. Есть такие компании в Китае, они работают сразу с несколькими реальными производителями, существенно при этом завышая цены для конечного клиента.

Как узнать, с кем имеете дело?

На этом сайте: https://www.qcc.com.

Здесь можно проверить, зарегистрирована ли вообще как юридическое лицо китайская компания, с представителем которой вы общаетесь, и насколько достоверна поданная вам информация.

Но это не даст вам стопроцентной уверенности в том, что перед вами именно производитель. Лишь гарантию, что такая компания существует, и ознакомиться с общедоступными сведениями по ней можно. Чтобы убедиться на все сто процентов в реальности ее производства, вам, увы, придется купить билет на самолет, собрать чемодан и отправиться по китайскому адресу. Ну или смириться с тем, что цену вы получите более высокую, чем могли бы.

Однако предположим, что у вас идеальный вариант — контакт достался вам по сарафанному радио. Вы точно понимаете, с кем имеете дело, и дополнительных сведений о производителе искать не требуется. В этом случае вы сразу переходите к следующему шагу.

3. Обсуждение деталей заказа и цен

Это важный этап. На нем остановимся подробнее. Да, у китайских фабрик есть сайты. И нет, вы не найдете в открытом доступе на их сайтах никаких прайсов.  Информацию о ценах (если мы говорим об оптовой торговле, а не о розничном ритейле) от вас до последнего будут усердно скрывать, словно это сверхсекретные данные разведки. И не потому, что вы из России — страны под санкциями, которую китайская банковская система практически отправила в «бан». Просто здесь так принято.

Попробуем разобраться, почему.   

Нежелание китайских производителей открыто и прямо говорить о ценах связано со многими вещами, но вот основные три:

— «Невыкатывание» прайсов в публичный доступ изначально дает фабрике широкие возможности для последующего торга. И эти возможности, поверьте, действительно широки — и для фабрики, и для вас. Гибкость китайских фабрик просто впечатляет: они могут произвести один и тот же вид оборудования, в зависимости от спецификаций и качества, в очень широком ценовом диапазоне.

— Им важно понять, с кем они имеют дело. Сперва вас проанализируют и, руководствуясь субъективным впечатлением, отнесут к той или иной категории заказчиков: перспективные / бесперспективные; дорогой сегмент / дешевый сегмент; крупная партия товара / небольшая партия и т.д. У каждой компании, что естественно, свои критерии оценки клиентов.

— Им важно понять, что конкретно вы хотите получить на выходе и сколько на этом смогут заработать они. От вас ждут конкретной информации о размере партии и технических характеристиках оборудования. Есть спецификация — есть цена. Производитель уже понимает, «от чего плясать». Можно начинать торг.

Если вы чувствуете вот прямо такой серьезный внутренний зуд, побуждающий вас к торгу, а тем более настой во что бы то ни стало продавить фабрику по цене, то готовьтесь обговаривать все, вплоть до последнего болтика — это наш вам совет.  Иначе на выходе рискуете столкнуться с чем-нибудь дико странным  — какая-нибудь важная деталь вдруг окажется изготовленной из пластмассы (в условиях ограниченного бюджета фабрика все равно найдет, на чем сэкономить, заработав свое).

4. Поиск переводчика

В какой-то момент вы обязательно столкнетесь со сложностями, связанными с незнанием китайского языка. Даже если представитель китайской компании знает английский, и препятствий для общения вроде бы нет, это не гарантирует, что все от начала и до конца пройдет гладко. Как правильно составить договор на китайском? Как быть с переводом технической документации? Хороший переводчик — на вес золота, когда дело идет к подготовке контракта.

5. Контроль качества

Этот тот самый этап, на котором легко обмануться. Находясь в России, вы не знаете, товарную партию какого качества вам предстоит встретить из Китая.

Что тут можно сделать?

Вариант первый. Нанять агента. Но если это будет частное лицо, не имеющее перед вами запротоколированных обязательств, которые, как правило, берет на себя лицо юридическое лицо, то может случится следующее: агент просто попросит фабрику сфотографировать партию оборудования и с чувством выполненного долга радостно вышлет эти «доказательства» вам. Этого, конечно, недостаточно.

Вариант второй. Нанять специализирующееся на этом экспертное агентство. Выйдет дороже, но они возьмут на себя обязательство реально выехать на фабрику и убедиться, что качество оборудования действительно соответствует заявленным требованиям.

Вариант третий. Самый авантюрный. Купить билет на самолет, собрать чемодан и решительно махнуть на фабрику с проверкой лично. К вам едете ревизор. 😎

7. Оплата товара

Привычный вариант — банковским платежом — сегодня практически не реализуем. Банков, готовых принимать транзакции из России, почти не осталось. Нет, конечно, все еще есть вариант с шанхайским филиалом ВТБ. Но далеко не факт, что остальные китайские банки примут деньги из ставшего, к сожалению, глубоко токсичным ВТБ в Шанхае.

Вариант следующий — прибегнуть к помощи платежного агента, что крайне не рекомендуется, так как схема эта полусерая, и постоянно усиливается риск, что нерезидентские для Китая иностранные компании, принимающие рубли, в один прекрасный момент, с приходом очередной волны санкций, могут быть просто ликвидированы.

Вариант куда более безопасный — через третью страну. Вы открываете юридическое лицо в стране, не относящейся к категории «недружественных» и принимающих российский рубль (как правило, это страны СНГ — Казахстан, Киргизия, Армения). Но нужно учитывать тот момент, что к тройственным контрактам уже начинают относиться с подозрением и заворачивать их. А значит, придется разрывать цепочку — стачала осуществлять поставку в третью страну и только после — в страну назначения, Россию.

Вариант самый безопасный — это, конечно же, организация экспортно-импортной компании в Китае, которая может возмещать НДС. У этого варианта сплошные плюсы и лишь один минус — дорого. Позволить  себе содержание полностью легальной компании с персоналом в Китае может лишь крупный бизнес. И большая часть этого бизнеса, занимающего внешнеторговой деятельностью с Китаем, именно таким образом все свои вопросы уже решила.

7. Доставка

При правильно оформленных таможенных документах с ней нет проблем. Остаются привычные способы доставки — авиаперевозки, автоперевозки, контейнерные перевозки. Последний вариант — наиболее экономичный. Страхуйте груз, чтобы не попасть на деньги, если по несчастливому стечению обстоятельств в пути с ним что-либо случится.

Мы дали вам рабочий алгоритм. Если на любом из его этапов у вас возникнут вопросы — можете обращаться к нам, мы проконсультируем.