Демографические перспективы Китая и их среднесрочные последствия (до 2035 года) Enterchina.ru
Enterchina.ru

Демографические перспективы Китая и их среднесрочные последствия (до 2035 года)

  • Численность населения Китая к началу 2024 года составила 1 млрд 409 млн человек, сократившись на 2.08 млн человек  по сравнению с началом 2023 года.
  • На этом пике, по прогнозам, численность населения Китая останется вплоть до 2035 года. Ожидается, что после кратковременного восстановления число новорожденных вернется к своей предыдущей тенденции к снижению из-за сочетания сокращения числа женщин репродуктивного возраста и снижения уровня рождаемости.
  • Будущее перераспределение населения будет в основном обусловлено миграцией между городскими районами, а не из сельской местности в города, что приведет к постепенному замедлению темпов урбанизации.
  • По мере того как социальные тенденции смещаются в сторону позднего вступления в брак и повышения индивидуальности, домохозяйства, состоящие из одного человека, становятся все более привлекательными, что способствует росту продаж товаров и услуг для ухода за собой.
  • Экономический рост замедлится из-за сокращения рабочей силы. Проблемы с финансовым здоровьем требуют отсрочки пенсионного возраста; отсрочка его до 65 к 2035 году может сократить дефицит бюджета примерно на 20%.

Многие исследователи пересматривают свои демографические прогнозы для Китая, учитывая более быстрое, чем ожидалось, сокращение населения. По новым оценкам, население страны сократится с 1,41 миллиарда до уровня ниже 1,39 миллиарда к 2035 году. Это сокращение вызвано как уменьшением рождаемости, так и увеличением смертности по мере старения населения.

Несмотря на ускоренное сокращение, Китай в обозримом будущем сохранит позицию второй по величине (после Индии) страны в мире по численности населения. Это по-прежнему обеспечивает значительный размер рынка для предприятий, работающих в Китае.

Однако сокращение рабочей силы может стать проблемой для китайской экономики, которая уже сталкивается с замедлением роста. Правительство Китая предпринимает шаги для решения этой проблемы, в том числе откладывая повышение пенсионного возраста и поощряя иммиграцию высококлассных специалистов.

Остается неясным, насколько быстро будет сокращаться население Китая в долгосрочной перспективе. Тем не менее, очевидно, что страна сталкивается с серьезными демографическими проблемами, которые будут иметь значительные последствия для ее экономики и общества.

Принятие стареющего общества и адаптация к снижению рождаемости

Прогнозируемое снижение рождаемости станет основой ожидаемого сокращения общей численности населения. Это приведет к сокращению численности детей и молодежи, что потенциально может уменьшить клиентскую базу в таких отраслях, как производство молочных смесей, игрушек, ухода за детьми и репетиторства. С другой стороны, это также может привести к увеличению расходов на одного ребенка.

Ожидается кратковременное увеличение рождаемости в 2024 и 2025 годах после периода спада, вызванного пандемией и мрачными социальными и экономическими перспективами. Однако затем число новорожденных, как ожидается, будет постепенно снижаться в последующие годы.

Левый график: рост численности людей в возрасте 60+. Правый график: падение рождаемости

Пронаталистская политика правительства, вероятно, будет иметь ограниченный эффект. Согласно исследованиям рынка, пары называют высокие экономические издержки основной причиной того, что у них меньше детей. Последние данные также показывают, что доля вторых и последующих рождений стабилизировалась, что позволяет предположить, что ослабление контроля над рождаемостью в 2013 и 2015 годах дало ограниченный результат.

Структурно молодежь Китая откладывает вступление в брак, а в некоторых случаях вообще отказывается от создания семьи. Отсрочка вступления в брак, которая тесно связана с рождаемостью, приведет к сокращению численности детей.

Низкий уровень рождаемости в сочетании с увеличением продолжительности жизни и достижениями в области здравоохранения приводят к увеличению доли пожилого населения. Ожидается, что к 2035 году в Китае будет проживать более 450 миллионов человек в возрасте старше 60 лет (32,7% от общей численности населения). Лица в возрасте 65 лет и старше составят 25,1%. Хотя это предполагает более высокую финансовую нагрузку, это также положительно скажется на спросе в сфере здравоохранения и на расходах в домохозяйствах, особенно среди тех, кто возвращается домой после выхода на пенсию. Этот сдвиг может привести к росту расходов на бытовую технику в отличие от традиционных личных расходов.

Одиночество на всех уровнях

Демографические тенденции, выходящие за рамки основной численности населения, будут иметь последствия для бизнеса. Размер семьи сокращается, причем одиночество становится привлекательным для людей всех возрастов. Перепись населения 2020 года показывает устойчивое снижение размера семьи за последние десятилетия: более 57% населения теперь проживают в домохозяйствах, состоящих из двух или менее человек. С 2010 года число домохозяйств, состоящих из одного человека, увеличилось более чем вдвое.

Хотя эта тенденция соответствует демографическим закономерностям, наблюдаемым в более развитых странах, Китай имеет свои уникальные особенности. Одиночество в стране отражает не только откладывание браков из-за высокого уровня образования, повышенного внимания к построению карьеры и принятия индивидуальности, но и большое количество мигрантов, которые не могут перевезти свои семьи в Китай. В некоторых случаях это также относится к пожилым людям, живущим самостоятельно.

Существуют региональные различия в семейных тенденциях, которые могут быть использованы ориентированными на потребителя компаниями. Домохозяйства, состоящие из одного человека, в основном расположены в Гуандуне, за ним следуют провинции Чжэцзян и Ляонин. Примечательно, что в Ляонине примерно такое же количество домохозяйств, состоящих из одного человека, как и в Цзянсу, несмотря на то, что общая численность населения здесь намного меньше, чем в южной провинции. В более широком северо-восточном регионе (включая Тибет) размер семьи наименьший в стране, что связано с жесткой политикой одного ребенка и миграционным оттоком.

Модели миграции претерпевают изменения

Хотя ограничения, связанные с пандемией, могли серьезно нарушить потоки населения в период 2020-2023 годов, данные о миграции за период 2015-2020 годов лучше отражают основные направления миграции. Гуандун, Чжэцзян, Шанхай и Цзянсу стали самыми привлекательными направлениями для мигрантов в Китае. Напротив, наибольший отток населения наблюдался в Хэнани, Хунани, Гуйчжоу и Аньхое. Это произошло несмотря на значительный перенос промышленности из прибрежных регионов во внутренние, что говорит о том, что в действие вступили другие факторы.

Одним из таких факторов является близость к развитым мегаполисам, которая является сильным привлекающим фактором для мигрантов. Это особенно очевидно в случае оттока населения из Хунани и Аньхоя, которые потеряли людей в пользу района Большого залива и дельты реки Янцзы. Еще одним способствующим фактором является уровень урбанизации.

Провинции с большим сельским населением и относительно низким уровнем доходов, такие как Хэнань, Аньхой и Гуйчжоу, как правило, испытывают значительный отток населения. Это способствовало устойчивому притоку населения в городские районы. Перепись 2020 года показала, что в 61 городском округе большая часть населения по-прежнему проживает в сельской местности. К ним относятся такие города, как Фуян (58% сельского населения), Бочжоу (57,5%) и Чжоукоу (57,4%). Это также относится и к менее урбанизированным городам в более урбанизированных провинциях: Чжаньцзян, Юньфу и Маомин, все они находятся в провинции Гуандун, имеют значительное сельское население и, вероятно, будут продолжать испытывать отток населения.

Снятие ограничений, связанных с пандемией, в 2023 году привело к значительному восстановлению пассажиропотока в метро в Шанхае, Пекине (столице Китая), Гуанчжоу и Шэньчжэне, что свидетельствует о росте населения в этих крупнейших городах. Возможности трудоустройства в сфере услуг, которые резко восстановились в постковидную эпоху, непропорционально сосредоточены в высокоурбанизированных и развитых регионах.

Смешанные экономические последствия

Каноническая модель Солоу утверждает, что экономический рост зависит от производительности, накопления капитала и затрат труда. Негативное воздействие неблагоприятной демографической ситуации проявится главным образом в сокращении рабочей силы. Хотя в Японии наблюдается рост занятости, в основном благодаря более широкому участию женщин на рынке труда, в среднесрочной перспективе маловероятно, что такая тенденция произойдет в Китае. Участие женщин на рынке труда в Китае является одним из самых высоких в мире: по состоянию на 2022 год оно составляло 61%, что на 8% выше, чем в Японии, что предполагает ограниченный потенциал для расширения рабочей силы за счет участия женщин.

В ответ на экономические и финансовые проблемы мы ожидаем, что правительство будет откладывать пенсионный возраст лишь постепенно, чтобы избежать вытеснения молодых сотрудников в то время, когда занятость молодежи уже находится на рекордно высоком уровне, что ставит под угрозу социальную стабильность. Учитывая ограниченные возможности для расширения рабочей силы, правительство, вероятно, будет уделять приоритетное внимание укреплению человеческого капитала среди рабочей силы. Это может ускорить внедрение автоматизации.

Сокращение численности населения также влияет на накопление капитала и производительность. Ожидается, что к 2035 году коэффициент иждивенчества в Китае достигнет 53% по сравнению с 46% в 2021 году. Поскольку пожилое население меньше занимается производством, но по-прежнему является потребителями, это означает, что большая часть общего объема производства направляется на потребление, что приводит к сокращению сбережений и темпы накопления капитала. Влияние на общую факторную производительность имеет более нюансированный характер.

Финансовое напряжение в результате старения является неотложным и тревожным. Исходя из уровня участия рабочей силы и целевого коэффициента замещения 0,54 в 2021 году, который измеряет пенсионные права, разделенные на предпенсионные заработки, мы ожидаем, что дефицит (определяемый пенсионными взносами, вычтенными из расходов) будет продолжать расти, достигнув 11,9%. национального трудового дохода к 2035 году по сравнению с 3,88% в 2020 году. Наши расчеты показывают, что повышение пенсионного возраста до 65 лет к 2035 году может сократить дефицит пенсионного бюджета на 20% и увеличить получаемую чистую пенсию на 30%, предлагая облегчение как государственного, так и домашнего бремени. Постепенное повышение пенсионного возраста становится одним из немногих жизнеспособных вариантов поддержания долгосрочного финансового баланса, несмотря на потенциальные проблемы, которые это может создать для молодого рынка труда в переходный период, а также бремя, которое это может возложить на пожилых людей, связанных с поддержанием своего состояния здоровья и производительность.