Российские власти в настоящий момент из-за санкций не раскрывают детали товарооборота с Китаем. Но мы проанализировали китайские официальные данные и вот, что мы видим.
В 2023 году заметно увеличился объем поставок из России в Китай ключевых энергетических ресурсов, таких как нефть, уголь, трубопроводный и сжиженный природный газ. Эти ресурсы стали основными факторами роста товарооборота между двумя странами, который к концу декабря 2023 года вырос на 26,3 процента и достиг рекордного уровня в 240 миллиарда долларов.
Традиционно основной объем китайских закупок в России связан с углеводородами. В 2023 году Китай импортировал рекордные 107 млн тонн российской сырой нефти — на 24% больше, чем в 2022 году. В стоимостном выражении импорт нефти составил $60,6 млрд, что на 3,5% больше, чем в годом ранее. Средняя цена одного барреля российской нефти по итогам 2023 года для Китая составила $77,6.
Импорт российских нефтепродуктов в КНР за прошлый год составил около $7,29 млрд, что в 2,3 раза больше, чем в 2022 году. Поставки газа из России увеличились на 6,5%, достигнув $11,7 млрд. Однако для дальнейшего увеличения экспорта углеводородов российским компаниям, вероятно, придется пойти на определенные ценовые уступки. Это связано с переходом Китая к безуглеродной экономике и особым местом Китая в структуре российского экспорта и усиливающейся конкуренцией.
В первом квартале 2024 года объем двусторонней торговли составил 56,68 миллиарда долларов США, увеличившись на 5,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и продолжает сохранять хорошую динамику развития.
Среди топ-10 товарных групп, помимо углеводородов, выделяляются закупки российского алюминия. Выручка от экспорта алюминия в Китай выросла в 2023 году в 2,5 раза и достигла $2,8 млрд. Хотя Китай является ведущим производителем первичного алюминия, ему необходимо импортировать металл из-за высокого внутреннего потребления.
Смотрите также статью: Товары, поставляемые в Китай из России - ТОП-10.
Также по итогам 2023 года вдвое увеличились поставки растительные масла. Основные объемы растительных масел, ввезенных из России в Китай, пришлись на подсолнечное и рапсовое масло, стоимостью около $922 млн и $1,49 млрд соответственно. Среди масличных культур лидируют соевые бобы и семена льна, стоимостью $686 млн и $394 млн соответственно. Поставки масленичных семян выросли на 80% по сравнению с годом ранее. Соя пользуется огромным спросом в Китае, и страна закупает её в больших объёмах на мировом рынке. Китай является крупнейшим потребителем сои, и потребляет его более 100 миллионов тонн в год. Основными поставщиками сои для Китая являются США и Бразилия.
Закупки драгоценных металлов также возросли на 43%. Ввоз металлов платиновой группы из России в Китай увеличился на две трети, достигнув $1,88 млрд в 2023 году.
Из не сырьевых товаров бьет рекорды российское мороженое. Согласно данным китайских официальных ведомств, в первом квартале 2024 года Россия экспортировала в Китай более 276 тонн мороженого, что в пять раз больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В 2023 году объем российского экспорта мороженого в Китай составил около 392 тонн, что составило более 70 % от общего объема экспорта холодных напитков в этом году (мороженое в Китае проходит по этой категории по таможенным декларациям). Россия входит в десятку крупнейших экспортеров мороженого в Китай.
На топ-10 товарных групп приходится 92% всего импорта российских товаров в Китай за прошлый год, согласно данным Главного таможенного управления КНР.
Снижение поставок из России в Китай наблюдалось среди древесины и изделий из нее (на 12%, до $3,17 млрд), а также черных металлов (в 2,7 раза, до $705 млн).
Ну и немного об экспорте из Китая в Россию. Китай отправляет в Россию в основном электронику и потребительские товары, текстиль, автомобили и запчасти, мебель и игрушки, металлопродукцию, минералы и керамику, химикаты, резиновые изделия и прочую продукцию. При этом на долю электроники и потребительских электронных товаров приходится до 40 процентов китайского экспорта в Россию.
Китайский экспорт автомобилей также демонстрирует стремительный рост. По данным агентства «Автостат», которое занимается анализом российского автомобильного рынка, 94% новых легковых автомобилей, ввезенных в Россию в апреле 2024 года, были импортированы из Китая, или 57 812 единиц.
Особенно примечательно, что китайские автомобильные бренды не только совершили огромный прорыв на рынке новых автомобилей, но и показали стремительный рост продаж в России. Согласно последним данным отчета о продажах, в российском сегменте массового рынка в апреле доля китайских автомобилей составила 53 процента, а объем продаж за месяц достиг 121 459 единиц, увеличившись на 76,8 процента по сравнению с прошлым годом.
В этом сегменте рынка девяти моделям китайских брендов удалось войти в число 15 самых продаваемых. Среди них особенно хорошо себя показали марки Haval, Chery и Geely. Haval продемонстрировал рост продаж в 1,1 раза; Chery увеличила свои продажи на 38,9 процента; а Geely возглавила рынок с ростом продаж на 61,5 процента.